100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Наталия Завьялова

1924. Сталинский гамбит

Ожесточенная борьба за власть в партийной верхушке после ухода из жизни Владимира Ленина была «двигателем» этого года. Именно она, а вовсе не НЭП и связанные с ним проблемы. Важным был год и в литературе. В «Известиях» снимается фильм «Микроб коммунизма» —грандиозное полотно о производстве газеты на всех этапах —от летучки до типографского набора. В фильме снимается поэт Владимир Маяковский. Главред «Известий» Юрий Стеклов занимается подготовкой к изданию «Нового мира» —этот литературный журнал увидел свет именно в известинской редакции.

Тело Владимира Ленина в Горках. Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"/Константин Кузнецов

Советский Союз, как и вся планета, был охвачен шахматной лихорадкой. Играли все! Иосиф Сталин тоже решил начать свою партию. Момент был подходящий —вождь мировой революции Владимир Ленин тяжело заболел и отошел от дел. Однако он успел создать пост Генерального секретаря партии, который и занял Сталин в апреле 1922-го. Последующие три года Сталин в «Известиях» практически не упоминается, кроме как в связи с обороной Царицына в Гражданскую. Не то что Лев Троцкий, Григорий Зиновьев или Лев Каменев —они в топе по упоминаемости.

​​​​​​​

В репортаже с похорон Ленина 27 января 1924 года Лев Троцкий, второй человек после Ленина, уже не упоминается. Его вообще не было на Красной площади.

Первым в статье «Известий» с похорон упомянут Сталин. Это он вместе с товарищами вносит гроб с телом вождя в спешно сколоченный по макету архитектора Щусева низенький деревянный Мавзолей. А ведь еще три года назад на Х съезде Советов Сталин в «Известиях» упоминался при перечислении президиума 17-м по счету. Кстати, к 1940 году из 43 членов ЦК, избранного на первом после Ленина XIII съезде РКБ(б) — том самом, который вновь утвердил Сталина Генеральным секретарем ЦК партии, — в живых останется не больше десяти.

Год был серьезным прорывом в отношениях России и Запада. После смерти Ленина СССР признали ведущие мировые державы — Англия, Франция, Италия, Дания, даже Албания! Интерес объясним. «Внимание западного мира к России растет — все стремятся первыми попасть на русский рынок, — говорит председатель Русского коммерческого банка в Риме Ашберг в траурном выпуске «Известий», посвященном Ленину. И сетует, что Италия вот-вот признает Россию (что и произошло вскоре) и что «Швеция должна бы давно возобновить сношения с Россией».

Важным был год и в литературе. Главред «Известий» Юрий Стеклов готовил первый номер литературного журнала «Новый мир» — он выйдет в январе 1925-го. Это издание открыло для читателей множество достойных писателей ХХ века. Однако Сергея Есенина НМ не печатал. А между тем осенью 1924-го Есенин переживает свой, наверное, наивысший взлет. Это произошло с ним в Баку. Давней мечтой поэта было побывать в Персии, и партаппаратчики отправили его на «пробу» в Баку. Едва приехав, Есенин напишет там «Балладу о 26» — залпом, за одну ночь, в память о расстрелянных бакинских комиссарах. В другой раз — искупается в свежей нефти: Есенин любил приключения. А весной 1925-го он снова попросится в Персию. Он так вдохновился Азербайджаном, что создал свой лучший лирический цикл «Персидские мотивы». «Ходя по улицам Баку, я не чувствовал за собой тени», — скажет Есенин.

В кино режиссер Дзига Вертов творил чудеса: в 1924-м году вышел его «Киноглаз», который отметили на выставке в Париже. Это была первая документальная попытка осмыслить советский мир с помощью нового поэтического киноязыка. «Фильма» Вертова была по-прежнему немая, но титры, повторы кадров и непривычные ракурсы полностью передавали замысел автора.

Страсть 1924 года.  В 1920-е годы шахматами увлекались все. Вот откуда у Ильфа и Петрова шахматный турнир в Нью-Васюках! Везде — на «Трехгорке», на «Красном путиловце» — открылись шахматные секции. «Известия» не остались в стороне. Любопытно, что в шахматной рубрике для участия в соревнованиях (готовился Всесоюзный шахматный съезд) разыскиваются талантливые шахматисты, чьи имена известны, а адреса — нет. То есть «Известия» играли роль соцсети (так и просится «прошу репост»). Рубрику интересно читать даже тем, кто о шахматах знает на уровне E2- E4, ну и, конечно, еще «лошадью ходи, лошадью!».

Архив газеты "Известия" 1924:


Лица 1924 года: 

Патриарх Тихон. Возглавил Русскую православную церковь в декабре 1917 года. На себе испытал «пролетарское» отделение Церкви от государства. Интересный факт: еще в Санкт-Петербургской духовной академии его прозвали «патриархом». Тихон пытался, как мог, противостоять яростной безбожной идеологии и преступлениям новой власти, обличая ее в знаменитых Воззвании и Обращении к Совету народных комиссаров. Испытывал постоянное давление со стороны государствав лице Антирелигиозного комитета (АРК) с Емельяном Ярославским во главеи подвергался преследованию ОГПУ — его «дело» вел чекист Евгений Тучков. Патриарха сажали, судили. В 1924-м как бысняли обвинение, но снова посадили. В результате Святейший умер. На его похороны пришло народу не меньше, чем к Владимиру Ленину.

Григорий Зиновьев. Соратник Владимира Ленина, представитель «старой гвардии». Но в решающую минуту, накануне вооруженного восстания в октябре 1917 года, выступил с Львом Каменевым против линии партии в непартийной газете, чем выдал планы большевиков по захватувласти. Ленин предательство простил, но запомнил. В предсмертном «Письме к съезду» он напишет, что «октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не был случайностью». После похорон Ленина и после победы над оппозицией Троцкого Зиновьев считал себя лидером партии и радовался союзу со Сталиным. Но на сталинской шахматной доске ему не нашлось места.

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх