100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Марина Долганова

1939. Герои на каждый день

Редко какой год может сравниться с 1939-м по количеству новостей — «Известия» не обходили вниманием ни одной важной темы внутренней и международной жизни. Одним из ключевых событий года было принятие народными собраниями Западной Украины и Западной Белоруссии деклараций об их вступлении в состав советских республик Украины и Белоруссии. В эти районы отправлены самые профессиональные корреспонденты газеты — Евгений Кригер, Петр Белявский и Эзра Виленский. Осенью 1938-го в газете публикуются их путевые заметки.

Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"

Редко какой год может сравниться с 1939-м по насыщенности событиями — от геополитических до локально значимых, от трагических до наполненных оптимизмом. «Известия», похоже, не обходили вниманием ни одной действительно значимой темы внутренней и международной жизни.

1939-й начался с борьбы за укрепление дисциплины — январские номера «Известий» пестрят бравыми рапортами о проведенных собраниях и принятых решениях «о недопущении прогулов и опозданий». Официальная хроника, разумеется, умалчивает о «перегибах», подчас ценою в жизнь. О том, как, например, отправляли под арест матерей, оставшихся дома с больными детьми. Кому-то повезло, и в их деле «навели порядок», но ведь далеко не всем... 

Искренне и радостно чествовали героев состоявшегося 28 апреля беспосадочного перелета Москва–США Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко (в «Известиях» от 24 мая опубликован подробный отчет о приеме летчиков в Кремле). Через 20 лет именно их маршрут станут использовать для регулярных рейсов между Москвой и Нью-Йорком. Вполне оправданным поводом для восхищения и гордости стал павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, поразивший западных участников размахом и роскошью.

Этот год отмечен и утратами: в 1939-м ушли из жизни академик Иван Губкин, педагог Антон Макаренко, Герои Советского Союза летчики Полина Осипенко и Анатолий Серов. Это те, чьи имена, скорбя, повторяла вся страна. Но ведь были и Халхин-Гол (около 8 тыс. военнослужащих погибли, свыше 2 тыс. пропали без вести), и советско- финская война (в ней, по разным данным, погибли от 126 тыс. до 150 тыс. человек). А еще — репрессии, тюрьмы, лагеря. В мае арестовали писателя Исаака Бабеля (расстрелян 27 января 1940 года).

Если не считать пограничный конфликт на Дальнем Востоке и Финскую кампанию частью Второй мировой войны (мнения историков на этот счет расходятся), то СССР в 1939-м в ней пока еще не участвовал. А вот в Европе с сентября вовсю полыхало. В «Известиях» дается подробная хроника событий — спокойная, выдержанная и, в отличие от публикаций 1938 года, практически безэмоциональная. Это и понятно: подписанный 23 августа Договор о ненападении между СССР и Германией (Пакт Молотова–Риббентропа) подразумевал соответствующие изменения в идеологии и пропаганде. Весьма показательна речь Адольфа Гитлера (в тот момент уже узурпировавшего власть и именовавшегося фюрером и рейхсканцлером Германии) в рейхстаге 1 сентября, о которой читатели «Известий» узнали уже на следующий день. «Германо-советский акт... определенно исключает применение силы между этими двумя странами. Это является решением колоссальной важности, зна­чение которого для будущего трудно даже предвидеть», — заявил Гитлер, добавив, что может присоединиться к каждому слову, сказанному при ратификации пакта народным комиссаром по иностранным делам Молотовым.

В 1939-м на страницах «Известий» не так уж много (в процентном соотношении) публикаций на простые, «житейские» темы. И всё же они есть — рассказывается о новых лекарствах, патефонах, парфюмерной продукции. Есть что-то и о культуре. Но, разумеется, ни слова о возвращении из эмиграции Марины Цветаевой и уж тем более о том, чем закончилась история с новой пьесой Михаила Булгакова «Батум», переданной им в июле МХАТу. Казалось бы, в театре пьесу приняли на ура, до конца года она должна была быть поставлена. В августе Михаила Афанасьевича вместе с бригадой мхатовцев командировали на место действия — для дополнительного сбора материала, в том числе песен, зарисовки декораций и т.д. И вдруг телеграмма: «Надобность поездки отпала, возвращайтесь в Москву». Есть версия, что сам вождь не захотел подсвечивать свои юные годы огнями рампы. Скорее всего, так и было. Для Булгакова отказ в постановке (на сцене «Батум» он так и не увидел) стал серьезным ударом.

Тема же, которая заглушила все остальные, — 60-летие Иосифа Сталина. Поток юбилейных публикаций начался задолго до знаменательной даты, 21 декабря, и после нее продолжался еще почти месяц. В 1940-й страна готовилась вступить на волне почитания горячо любимого «учителя и вождя».

Награда 1939 года. 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза» была учреждена золотая медаль «Герой Советского Союза». Первоначально на лицевой стороне медали предполагалась надпись «Герой СС» (то есть «Герой Советского Союза»). Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года медаль была переименована в «Золотую Звезду». Изменился и ее рисунок — в частности, теперь на оборотной стороне присутствовала надпись «Герой СССР».

Выставка 1939 года. 30 апреля 1939 года в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка. У посетителей павильона СССР (авторы проекта — архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян) была возможность увидеть изумительную хрустальную карту Москвы. А еще — виртуально посетить станцию метро «Площадь Маяковского» (ее «фрагмент» был отделан теми же материалами, что и оригинал, в частности мрамором и родонитом), заглянуть в Магнитогорск, увидеть почти семиметровый макет Дворца Советов, весивший 20 т и облицованный 117 тыс. кварцитовых плиток.

Агитка 1939 года. Наряду с серьезными произведениями литературы и искусства, в 1939-м выходили в свет и откровенные агитки. Подчас именно они очень точно передают атмосферу времени и настроения, царившие в обществе, хотя и воспринимаются сегодня как курьезы. В начале года, 6 января, на 4-й странице «Известий» опубликовано стихотворение известного поэта Иосифа Уткина, называется оно — «О том, как бабка советский хворост уберегла». Надо полагать, тогда эти строки вполне были способны поднять настроение читателям.

Фото 1939 года. 11 февраля 1939 года в «Известиях» на 3-й странице опубликован поистине раритетный для наших дней снимок. Подпись к нему гласит: «Председатель Президиума Верховного Совет СССР М.И. Калинин вручает орден А.Н. Толстому. (Снято 7 февраля 1939 г.). Фото П. Трошкина». В 1938 году Алексей Толстой был награжден орденом Ленина за сценарий к фильму «Петр I». Благодаря публикации в «Известиях» у нас есть возможность увидеть момент, когда классик советской литературы получает высокую награду.

Архив газеты "Известия" 1939 год:​​​​​​​​​​​​​​

​​​​​​​

Лица 1939 года: 

Иван Губкин. 21 апреля 1939 года скончался основатель советской нефтяной геологии, академик Иван Губкин. Он разработал теорию нефтеобразования и формирования нефтяных месторождений, открыл новый тип промышленных (рукавообразных) залежей нефти. Губкин — автор более 150 научных работ, в том числе учебников по геологии нефти. Сегодня имя Ивана Губкина присвоено Российскому государственному университету нефти и газа в Москве. На смерть выдающегося ученого «Известия» сразу же откликнулись большой статьей за подписью академика В. Обручева.

Иосиф Сталин. 21 декабря 1939 года Иосифу Виссарионовичу Сталину исполнилось 60 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР за многочисленные «исключительные заслуги» ему — первому в стране — было присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением высшей награды СССР — ордена Ленина. Чествовали лидера государства с размахом. Своего рода квинтэссенцией всеобщего восхищения стали опубликованные в «Известиях» стихи Михаила Голодного: «...Есть в мире товарищ, зовут его Сталин, / Сквозь бури и штормы он к солнцу зовет...»

Вера Мухина. Имя скульптора Веры Игнатьевны Мухиной в этот год было на слуху, особенно у москвичей. А всё потому, что в столице, возле «главно­го входа на Всесоюзную сельскохозяй­ственную выставку» устанавливали копию ее скульптуры «Рабочий и колхозница», в 1937-м украшавшей советский павильон на Всемирной выставке в Париже. В «Известиях» подробно освещалась подготовка к монтажу: сообщалась высота как самой монументальной скульптурной группы — 26 м, так и облицованного гранитом и лабрадором постамента — 11 м.

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх